Парфенон — эталон античного зодчества

К 500 году до нашей эры в Афинах установилось «народное правление», или демократия. После поражения персидского вторжения в 480-479 годах до н. э., материковая Греция и Афины, в частности, вступили в золотой век. В драме и философии, литературе, искусстве и архитектуре Афины не имели себе равных. Империя города простиралась от западного Средиземноморья до Черного моря, создавая огромные богатства. Это окупило один из крупнейших проектов общественного строительства, когда-либо виденных в Греции, который включал Парфенон.

Храм, известный как Парфенон, был построен на афинском Акрополе между 447 и 438 годами до н. э. Это было частью обширной строительной программы, разработанной Афинским государственным деятелем Периклом. Внутри храма стояла колоссальная статуя Афины, покровительницы города. Статуя, которой больше не существует, была сделана из золота и слоновой кости и была работой знаменитого скульптора Фидия.

Скульптуры Парфенона

Само здание было украшено мраморными скульптурами, представляющими сцены из Афинского культа и мифологии. Существует три категории архитектурной скульптуры. Фриз (вырезанный в низком рельефе) шел высоко по всем четырем сторонам здания внутри колоннады. Метопы (высеченные на высоком рельефе) располагались на том же уровне, что и фриз над архитравом, венчающим колонны снаружи храма. Фронтонные скульптуры (вырезанные в круглой форме) заполняли треугольные фронтоны на каждом конце.

Хотя здание должно было претерпеть ряд изменений, оно оставалось в основном нетронутым до семнадцатого века. Ранние христиане превратили храм в церковь, добавив апсиду в восточной части. Вероятно, именно в это время скульптуры, изображающие рождение Афины, были удалены из центра Восточного фронтона, и многие из метопов были повреждены. Парфенон служил Церковью, пока Афины не были завоеваны турками-османами в пятнадцатом веке, когда он стал мечетью. В 1687 году, во время Венецианской осады Акрополя, оборонявшиеся турки использовали Парфенон в качестве склада пороха, который был подожжен Венецианской бомбардировкой. Взрыв разнес сердце здания, разрушив крышу, части стен и колоннаду.

Венецианцам удалось захватить Акрополь, но они удерживали его менее года. Дальнейший ущерб был нанесен при попытке убрать скульптуры с западного фронтона, когда подъемная снасть сломалась и скульптуры упали и были разбиты. Многие из скульптур, которые были уничтожены в 1687 году, теперь известны только по рисункам, сделанным в 1674 году художником, вероятно, идентифицированным как Жак Керри.

Мраморный метоп из Парфенона

Скульптурное оформление Парфенона включало в себя девяносто два метопа со сценами мифических битв. Те, что находились на южном фланге храма, включали серию изображений человеческих лапифов в смертельной схватке с кентаврами. Кентавры были наполовину людьми, наполовину лошадьми, поэтому в их природе была цивилизованная и дикая сторона. Лапифы, соседнее греческое племя, совершили ошибку, дав кентаврам вино на брачном пиру их царя Пейритоса. Кентавры пытались изнасиловать женщин, а их предводительница Эвриция пыталась похитить невесту. Последовало генеральное сражение, в котором Лапиты наконец одержали победу.

Здесь молодой Лапит держит Кентавра сзади одной рукой, а другой готовится нанести удар. Композиция идеально сбалансирована, с главными героями, тянущими в противоположных направлениях, вокруг центрального пространства, заполненного каскадными складками плаща Лапита.

Фрагмент фриза

Этот блок располагался на углу западного фриза Парфенона, там, где он поворачивал на север. Всадники двигались с некоторой скоростью, но теперь натягивают поводья, чтобы не показаться съезжающими с края фриза. Всадник впереди оборачивается, чтобы посмотреть на своего спутника, и поднимает руку (теперь отсутствующую) к голове. Этот жест, повторенный в других местах фриза, возможно, является сигналом. Хотя здесь можно увидеть всадников, большая часть западного фриза показывает всадников, готовящихся к кавалькаде, показанной на длинной Северной и южной сторонах храма.

Фронтонная скульптура

Восточный фронтон Парфенона изображал рождение богини Афины из головы ее отца Зевса. Скульптуры, которые представляли реальную сцену, потеряны. Зевсу, вероятно, показали сидящим, в то время как Афина удалялась от него, уже взрослая и вооруженная.

Только некоторые из фигур, расположенных по обе стороны от потерянной центральной группы, выжили. Они включают в этих трех богинь, которые сидели справа от центра. Слева направо их положение изменяется, чтобы приспособить наклон фронтона, который первоначально обрамлял их. Они замечательны для их натуралистического перевода анатомии смешанной с гармоничным представлением сложных драпировок.

Фигура слева вот-вот встанет на ноги и чтобы приподняться, вставляет правую ногу. Справа другая фигура баюкает на коленях роскошно развалившуюся компаньонку. Возможно, слева направо-Гестия, Богиня домашнего очага, Диона и ее дочь Афродита. Однако другое предположение состоит в том, что две фигуры справа являются олицетворением моря (Талассы) на коленях Земли (Геи).

Какова цель Парфенона?

Назначение Парфенона изменилось за его 2500-летнюю историю, начиная с храма, посвященного богине Афине Парфенос (”Афина Дева”). Некоторые ученые, однако, сомневаются в религиозной функции здания, отчасти потому, что алтарь с 5 века до н. э. не был найден. Все эксперты сходятся во мнении, что изначально Парфенон использовался как сокровищница. В последующие века здание было преобразовано в византийскую церковь, Римско-католический собор, а позже в мечеть. Затем храм использовался для хранения боеприпасов Османов во время войны с венецианцами, что привело к разрушению здания в 1687 году. После службы в качестве армейских казарм в конце войны Греции за независимость (1821-32), Парфенон взял на себя роль туристического назначения в конце XIX века, как только начались усилия по восстановлению.

Почему Парфенон так важен?

Парфенон является центральным элементом строительной кампании V века до н. э. на Акрополе в Афинах. Построенный в высокий классический период, он обычно считается кульминацией развития дорического порядка, простейшего из трех классических греческих архитектурных порядков. Гармонические пропорции храма, точная конструкция и реалистичные скульптуры отмечались и подражали в течение тысяч лет. Парфенон часто рассматривается как памятник демократии, который был основан в Афинах в этот период, а также дань победы афинян в греко-персидских войнах (492-449 до н. э.).